Всем известно, что лето – пора отпусков, детского отдыха. Но родителям и летом не стоит забывать о речевых особенностях своих детей. Целый год мы с ребятами трудились, чтобы поставить звуки, но, если не контролировать их речь, они легко могут вновь утратить поставленные звуки, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут укрепиться и войти в привычный стереотип, а могут и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда длительный отпуск «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После отпуска ребёнок приходит с прежними речевыми проблемами.
Чтобы этого не произошло с Вашим чадом, не забывайте и во время отдыха обращать внимание на речь малыша. А если будете уделять хотя бы несколько минут в день играм, направленным на развитие речи, то значительно поможете всем участникам процесса.
· Выполняйте артикуляционную гимнастику. Ваши дети знают много упражнений, просто попросите их научить Вас.
· Следите за звуками, мягко направляйте ребёнка, помогайте правильно произносить поставленные звуки.
· Обращайте внимание ребёнка на неверное произношение. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово, верно, не требуя сразу повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Выполняйте упражнения для развития речевого дыхания:
ü Все дети любят выдувать мыльные пузыри и дуть на одуванчики;
ü Вы вместе можете надувать шарики, надувные игрушки;
ü Иногда можно и побаловаться вместе с ребёнком, например, подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
ü Чтобы придумать полезную игру, достаточно взять ватный шарик и просто сдувать его с ладошки или взять шарик для настольного тенниса и устроить в ванной во время купания настоящий футбольный матч;
ü А можно просто играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
Очень полезными будут и упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:
1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять/прыгать на одной/двух ногах;
2. Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
3. Лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
4. Вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
5. Расстёгивать, застёгивать пуговицы, застёжки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Расширяйте словарный запас ребёнка:
1. Сочиняйте стихи, рифмы.
2. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
3. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
4. Поиграйте в слова: «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови все свои игрушки», «назови цвета, фигуры», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению», «каким словом можно заменить»
5. Объясняйте переносные значения различных устойчивых выражений.
В общении с детьми:
1. Сами давайте полный развёрнутый ответ на вопрос ребёнка, чтобы научить этому и его.
2. Вызывайте у ребёнка желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Для формирования связной речи описывайте предметы, рисунки, пересказывайте знакомые тексты, придумывайте истории и сказки, беседуйте, составляйте предложения, по заданным словам, и т.д.
Учитель –логопед
Пак-хон-сек М.В.
Чтобы этого не произошло с Вашим чадом, не забывайте и во время отдыха обращать внимание на речь малыша. А если будете уделять хотя бы несколько минут в день играм, направленным на развитие речи, то значительно поможете всем участникам процесса.
· Выполняйте артикуляционную гимнастику. Ваши дети знают много упражнений, просто попросите их научить Вас.
· Следите за звуками, мягко направляйте ребёнка, помогайте правильно произносить поставленные звуки.
· Обращайте внимание ребёнка на неверное произношение. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово, верно, не требуя сразу повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Выполняйте упражнения для развития речевого дыхания:
ü Все дети любят выдувать мыльные пузыри и дуть на одуванчики;
ü Вы вместе можете надувать шарики, надувные игрушки;
ü Иногда можно и побаловаться вместе с ребёнком, например, подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
ü Чтобы придумать полезную игру, достаточно взять ватный шарик и просто сдувать его с ладошки или взять шарик для настольного тенниса и устроить в ванной во время купания настоящий футбольный матч;
ü А можно просто играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
Очень полезными будут и упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:
1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять/прыгать на одной/двух ногах;
2. Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
3. Лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
4. Вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
5. Расстёгивать, застёгивать пуговицы, застёжки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Расширяйте словарный запас ребёнка:
1. Сочиняйте стихи, рифмы.
2. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
3. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
4. Поиграйте в слова: «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови все свои игрушки», «назови цвета, фигуры», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению», «каким словом можно заменить»
5. Объясняйте переносные значения различных устойчивых выражений.
В общении с детьми:
1. Сами давайте полный развёрнутый ответ на вопрос ребёнка, чтобы научить этому и его.
2. Вызывайте у ребёнка желание о чем-то рассказывать.
3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его рассказ путём вопросов по содержанию.
5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
6. Для формирования связной речи описывайте предметы, рисунки, пересказывайте знакомые тексты, придумывайте истории и сказки, беседуйте, составляйте предложения, по заданным словам, и т.д.
Учитель –логопед
Пак-хон-сек М.В.